Романова Елена (romanova_l) wrote,
Романова Елена
romanova_l

Поединок с бухгалтером

Как-то, в середине октября этого года, HeadHunter решил выяснить, на какой отдел в компаниях сотрудники жалуются чаще всего?
Оказалось, что больше всего проблем, по мнению опрошенных, случается с бухгалтерией! В зависимости от специализации, бухгалтерия мешает работе 30-50% сотрудников:
PR (41%), закупки (46%), IT (43%), маркетинг (33%), продажи (28%), производство (27%), управление персоналом (33%), административный персонал (37%) и юристы (51%). Самой же бухгалтерии сложнее всего дается работа с отделом продаж (30%).
HeadHunter успокаивает работников бухгалтерии, мол, не расстраивайтесь, видимо, сотрудники компаний не понимают приницпы работы бухгалтерии, поэтому вас так не любят.
Ну, что ж, можно было бы думать и так, если бы не было всё иначе.

0_11776_a55f455_XL
Природа отношений базируется на власти, любом преимуществе, материальном и нематериальном. Кто владеет ресурсами, тот и командует. Бухгалтерия тесно связана с материальными и психологическими ресурсами. Кто всё знает про деньги? Кто знает, что можно делать компании в финансовом отношении, а что нельзя? Что выгодно по срокам, условиям, а что не выгодно?
Конечно, бухгалтерия. Она, всяко-разно сообщает об этом руководству. Если руководство ни бум-бум в бухгалтерии, она им будет крутить так, как ей (главбуху) позволит её мировоззрение и уровень сознания.

В бухгалтерию идут люди особого склада (так же, как и в IT). Те, кто хотел бы командовать и быть лидером, но, чтобы это было не так очевидно, как это делает первое лицо. Те, кто любят власть и преимущество. Конечно, они сами это не всегда осознают, но интуитивно выбирают именно эту профессию, демонстрируюя именно такое поведение - устанавливают любыми путями своё превосходство. Ни мытьём, так катанием. Ни упёртостью своей, так угрозами и шантажом про штрафы, пени, или, что они уволятся в отчётный период. В общем, им всегда есть, чем пугать.
Бухглатер всегда ведёт скрытую борьбу с руководством и даже всей компанией. Ведут себя так, будто бы бухгалтерия зарабатывающее подразделение. Все от них зависят и бухглатерия не спешит познакомить других с принципами своей работы. А, зачем ей это? Чем меньше сотрудники понимают про бухгалтерию, тем больше поводов продемонстрировать себя, свою власть и обвинить других. Вот, если другие придут на поклон, попросят... Тогда, она посмотрит. (Кстати, это прекрасно работает, если вы обычный сотрудник - кланяться главбуху, хвалить, состардать их нелёгкому труду, просить, соглашайтесь с их властью, вы сможете получить от них, что вам надо. Только не надо унижать бухглатеров, помните, они всегда найдут способ, как вам прещимить хвост (отобрать у вас власть и поставить вас в слабое, затруднительное положение).
Такая неявная борьба идёт и с руководством компании. Именно поэтому для первых лиц появилось столько курсов "бухгалтерия не для бухгалтеров", "бухгалтерия для руководителей". Когда ты не в теме, даже, если ты собственник, тебя легко поставить буквой "зю" сделать виноватым и зависимым, выторговать нужные условия. Власть штука такая, ей всё равно, кто назначил себя главным. Власть даётся тому, кто её умеет взять. А бухгалтер делает это легко. У него все на карты на руках. Частенько эти карты им отдаёт руковдитель сам, а потом, от своеволия бухгалтера, страдает.

Конечно, не все рождаются злобными бухгалтерами. Некоторые из профессионалов очень даже сотрудничающие люди (увы, такое встречается редко, очень редко), но сама работа, условия в которые их ставит государство (отчётность, постоянные нововведения и пр.) превращают доброго человека в такого, который всё время ищет возможности сатисфакции. Ну, как восстановить баланс бухгалтеру, когда из него, буквально, высасывают жизненную энергию требования со стороны налоговой, сроки прессуют, а тут ещё эти нерадивые сотрудники, которые, ну ни фига не понимают в работе бухгалтерии? Когда им, нерадивым, объяснять что-то? Да и кто захочет понять бухгалтера? В общем, у всех сотрудников есть больные места, которые позволяют им вести битву за власть.
Вот и случаются гладиаторские бои со своими же. Особенно с продажниками. Те, тоже, не лыком шиты и очень хорошо понимают, кто приносит деньги в компанию. И, чтобы им кто-то, кто работает с цифирками ("канцелятские крысы") и теми деньгами, которые заработали продажники, диктовал им условия?! Накось, выкусите!
Власть добровольно никто не отдаёт. Продажники тоже её любят (как и все остальные). Вот и передёргивают они её с бухгалтерией друг у друга.
Если руководитель не понимает, что проблема с бухгатерией это проблема власти (управления отношениями), поединков с бухгалтерами не избежать.

Что делать сотрудниками других подразделений?
Написала выше - сдавайте власть бухгалтеру, если результат вам важен. Добровольно. Бесит? Учитесь делать это так, чтобы вас не бесило. Вас же интересует результат, а не власть.

Что делать руководителю?
* Тщательно изучайте закономерности власти (управления отношениями).
* Для начала провести инвентаризацию "узких" мест во взаимодействии с бухглатерией - кто, при каких условиях бьётся с ними не на жизнь, а на смерть.
* Составьте список таких ситуаций.
* На каждую ситуацию создайте правило, если надо, зафиксируйте его письменно, ознакомьте все стороны под роспись и обязательно обозначьте ответственность (плату, цену) за неисполнение этого правила.
* Если необходимо, назначьте ответственного за соблюдение этого правила (для некоторых подразделений могут свои правила, а возможно, и для всех одинаковые - как вы решите, но лучше универсальные).
* Главное во всей этой работе, бухгалтерия должна понимать, что правила взаимодействия с компанией устанавливает не она, а вы. Как вы скажете, так и будет.
* Не забывайте проверять, как исполняются ваши распоряжения.
* На первых порах внедрения новых правил, конфликтов не избежать. Система взаимоотношений будет стремится вернуться к старым условиям, нарушать новые праивла будет, как одна сторона, так и другая. Разбирайтесь и настаивайте, чтобы правила выполнялись. Если надо наказывайте и одну и другую сторону, чтобы другим не повадно было.
* Разделяйте (ответственность) и властвуйте (оценивайте, определяйте правила игры, контролируйте) - руководствуйтесь и применяйте этот принцип разумно, на благо всех. Без этого принципа в вашей компании будет хаос. Не нарушайте законы природы. И тогда, эти законы будут сами поддреживать устойчивость вашей компании.

Если, вдруг, вы столкнулись со сложностями, которые заставляют вас вязнуть и буксовать, пишите, мы можем поговорить по скайпу и разрешить ваши вопросы.

С уважением, Романова Е.
Tags: Борьба, Бухгалтерия, Власть, Превосходство, Преимущества, Руководитель, Управление отношениями
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments