Романова Елена (romanova_l) wrote,
Романова Елена
romanova_l

На тему коучинга


  • Чем был коучинг (каким явлением), пока его не назвали коучингом?

Приёмы коучинга (подход) существовали до того, как коучинг назвали коучингом.


  • Какова необходимость какое-то явление, которое и так есть, называть новым именем?

Умение задавать (глубокие, развивающие пр) вопросы - это навык, появляющийся естественным образом, в результате повышения уровня сознания, бытия (хорошо развитые видение, осознанность, восприятие, чувствительность, системность, понимание, как устроен мир, смирение), очищение намерения, расставания с гордыней и с осуждением. Эта закономерность была известна ещё нашим предкам.

Помните:
"Об уме человека легче судить по его вопросам, чем по его ответам". /Г.Левис, (1764 — 1830)/

Вопрос - это не костыль. Это эволюционная ступенька в определённом контексте.
Вопрос - это вырастание из того, что сдавливает, удерживает, карёжит, ограничивает.
Вопрос - это глубокий интерес к человеку и понимание тонких жизненных процессов (внутри него), явлений, в которых этот человек участвует, запускает, останавливает, задерживает, нарушая естественный ход жизни.
Чтобы так задавать вопросы, надо познать себя и свой тонкий внутренний мир, который является отражением мира вокруг, познать мироустройство.

Т.е. это результат хорошего духовного роста и серьёзная внутренняя зрелость, если хотите, мудрость.
Такому человеку не нужно учиться технологии (например, коучингу), он должен понимать принципы мироустройства.

Не секрет, что люди во взаимодействии влияют друг на друга. Коуч влияет на другого человека, задавая ему вопрос. Делает он это (влияет) не только вопросом, но и собой.
Это большая иллюзия считать, что "коуч ничему не учит и ничего не рассказывает" своему подопечному. Формально - нет, а по сути... Жизнь имеет многоуровневое устройство, она многомерна. Есть такой приницп "всё связано со всем, всё на всё влияет". Люди, как сообщающиеся сосуды. Они могут молчать и тем самым учить - влиять. Считать, что этого не существует, это значит, не понимать, что делаешь, "просто задавая вопросы, тренируя другого".


  • Чем ты фонишь, когда работаешь с человеком, даже, если ты не даёшь никаких советов?

Не всякий коуч знает ответ на этот вопрос, не знает он, чем фонит (как влияет собой).

Есть серьёзная разница, задавая вопрос, когда:
1. Делаешь это, потому что так научили (есть стандарты и пр.), считая эти вопросы верными по стандарту, кем-то определённым.

2. Делаешь это, потому что понимаешь, что делает вопрос по мимо того, что человек отвечает на него. Понимаешь, на какую глубину можешь попасть этим вопросом. Понимаешь, как вопрос живёт в человеке. Что он ещё затрагивает, кроме того, что уже затронул. Какая развернётся цепочка явлений... Какое влияние оказываешь помимо вопроса. Какое влияние  можешь оказать.

Потому что, если ты не понимаешь, как влияешь и чем (фонишь), значит, во время сессии происходят неуправляемые никем процессы. Результат может быть какой угодно.

Вопрос это многоуровневый "инструмент", многомерный.
Слово - не воробей. Вылетел вопрос - необходимо понимать, как он "летает" в человеке и вокруг... Куда он ещё может "залететь"...

Обучение и знание - не есть понимание. Понимание появляется только через повышение уровня бытия. Влияние без понимания (мироустройства), как зелёнка, которая в отдельных случаях помогает.

Как в аккупунктуре - можно механически ставить иголки, просто выучив точки для постановки игл. А можно ставить иглы, понимая, как каждая игла (на какую глубину, под каким углом, какая толщина, длины иглы, её вращение в определённую сторону) влияет на всю систему и её отдельные части...
И в первом и во втором случае будет эффект и будет польза. Но - разная по своему качеству.

Часто встречается такой аргумент в пользу обучения технологии:
- Не всем дано быть осознанными, понимающими. А люди хотят быть коучами. Вот, они и учатся у других талантливых людей.

Может быть и хорошо, что не все могут. Естественный отбор - кто может, тот делает. А так получается, кто не может - подделывает(ся), имитирует? Несведущий (клиент, пациент, заказчик, потребитель) ведь, не отличит качество от его отсутствия...

Есть у меня знакомый остеопат, он уже 15 лет эту профессиональную дорожку топчит. На вопрос: "Можно ли научиться быть остеопатом за 3-4 месяца?", отвечает однозначно: "Нет".
Уточняет: "Чем больше работаю, тем больше понимаю, что этой мудрости надо учиться не 2-3 года, а, как минимум 10 лет после основного обучения (вуза), после специализированного обучения в 2-3 года и после опыта работы в 2-3 года".

Посчитала по минимуму: 5 лет (вуза) + 2 года (трудового опыта) + 2 года (спец.обучения) + не менее 10-ти лет (практика, под присмотром наставника). Получается 19 лет обучения. По-моему, всё верно, за это время происходит становление человека, вызревание. Сколько это будет человеку? 23 года (после вуза) + 14 лет = 37 лет. А то и все 45, если наставник решит, что за 10 лет ты не достаточно освоил мастерство.

За это время произойдёт естественный отбор. Кто хотел "по-быстрому", "с кондачка", когда "возраст не имеет значение" и "в 20 лет можно быть коучем (или остеопатом, психологом, хирургом и пр.)", отвалятся сами.

Часто слышу запрос: "Хочу, как вы".
Отвечаю: "Запросто! 15 лет ежедневного труда и будете ещё лучше".
В ответ кислое лицо: "Пятнадцааааать лет....?" И начинается торг, а как можно быстрее и так, чтобы во время обучения получать только удовльствие. Со мной можно торговаться. С жизнью - вряд ли это получится. Она взыщет по полной. Себя не обманешь, как не пытайся.

За тем, что кажется лёгким с первого взгляда, в любой области стоит многолетний труд и работа над собой в первую очередь (которая никогда не прекращается).

Спроси кого-нибудь в 20 лет: "Ты готов учиться ещё 15 лет, чтобы стать мастером? Всё это время работать подмастерьем..." Мало, кто согласится...
А ведь, это и опыт, и оплаченное обучение и заработок - всё в одном месте. Всё разумно. На выходе - мастерство высокого уровня. Как это было у наших предков. Живой механизм, жизнеспособный. А современники вместо этого рождают международные стандарты... Зелёнку, которая в отдельных случаях работает... И то хорошо.

Как говорят на Востоке: "Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ". Ищущий - найдёт. Пытливый - узнает. Трудолюбивый достигнет.
Все формы помощи человеку находят своих почитателей.
Делай, что должен делать на благо всех живух существ, и будь, что будет.

Tags: Вопрошание, Духовное развитие, Коучинг, Мастерство, Миропонимание, Обучение
Subscribe

Posts from This Journal “Коучинг” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments