Романова Елена (romanova_l) wrote,
Романова Елена
romanova_l

Когда власть имущие следуют законам природы


Немного об управлении.
Есть такое явление - компетентная власть. Соответственно есть и другое явление - некомпетентная власть. Чем отличается первое от второго?

Первое имеет в своей основе служение нечто бОльшему, следование законам мироздания, природы, нравственным законам, духовным - разные люди называют их по разному, но суть в них одна. Это законы, которые позволяют маленькой или большой системе развиваться, развивая каждую её часть, балансируя все процессы, соблюдая баланс "брать- давать".

Чтобы было проще понять, о чём идёт речь, для примера возьмём часть мира, Вселенной - человеческий организм.
Наш организм устроен и живёт по законам действительным для Вселенной. По этим законам живут все системы - семья, компания, государство, организм птички, рыбки, жучка. Как только система нарушает значительное количество этих законов, она теряет согласованность, свзязанность и разрушается...

«Мы для новой красоты

Нарушаем все законы,

Преступаем все черты…» /Дмитрий Мережковский/

Попробуйте какой-либо орган в своём организме ограничивать, попоробуйте пойти против естественной природы вещей и весь организм начнёт болеть. В этом случае организм включает саморегуляцию, функции страдающих или больных органов берут (компенсируют) на себя другие органы. Казалось бы, и в системе (компании, государстве) можно включить саморегуляцию. Можно, если знаешь, по каким законам она работает, что главное, а что второстепенное. Ведь, принцип саморегуляции в организме человека (или животного, или окружающией среды) придумал не человек. Значит, человек должен следовать тому, что мудрее его - закономерностям, позволяющим системам, как можно дольше жить и развиваться.

Человек соединяет в себе законы Неба и Земли, духовное и материальное. Следуя законам духовным он управляет материальным. Духовные законы придумал не человек, он их описал, наблюдая мир вокруг. Понаблюдайте и вы увидите эти закономерности, которым следует жизнь...

Когда в системе разрушительные процессы значительно превышают долю созидательных, когда главное игнорируется, а второстепенное ставят во главу угла, система умирает. Когда часть целого следует не общей цели, ценности, а своей собюственной воле, желаниям, прихотям и страстям, система раздирается на части - разрушается.
Если долго и целенаправлено заливать в себя алкоголь, печень откажет и дорога к праотцам будет открыта.
Что же является печенью в компании, а что головой и кто/что управляет процессами и балансом? Это вопросы, на которые бы хорошо было знать ответы, если вы управляете компанией, системой.

Как проявляются разрушительные процессы? Что главное? Об этом подробно мы говорим на семинаре для собственников и руководителей всех уровней  - "Управление и власть". Управлять системой, отдельным человеком, не зная этих законов, не соблюдая их, можно не долго. Степень напряжённости в системе и в отношениях с отдельным человеком будет нарастать и двигаться в сторону разрушения самой системы, отношений или того, кто управляет. Последний будет платить своим здоровьем. Хаос (несоблюдение иерархичности законов природы) разрушает системы и здоровье.

Простой пример, как только руководитель начинает потакать своим сотрудникам, в компании начинается хаос...
Как только сотрудники начинают проявлять свой нрав, творчество или инициативу, не согласованную с общими задачами, начинается хаос...
Как только члены коллектива требуют, чтобы их мнение (а они все разно-направленные) было учтено и реализовано, начинается хаос...
Если коллектив един, согласован, а руководитель бесконечно экспериментирует с инновациями, компанию лихорадит от нововведений, ей не дают адаптироваться к новшеству, внедряя что-то ещё, начинается хаос...

Начинается он сначала в головах и сердцах людей. В невидимом мире. Созрев в этом невидимом, духовном мире, он отражается в материальном - сначала через отношение людей к работе, руководству, процессам и результатам труда, другу к другу, правилам и пр. Потом отражается на качестве услуги или продукции, а потом и прибыль отреагирует... снижением...
Ответственность это тоже закон нравственного характера, духовного порядка. Если с ответственностью беда, значит, будет беда с прибылью, достатком, самоуважением, ростом, существованием, нравственность... Всё взаимосвязано, всё влияет на всё. Надо знать, как тончайшее влияет на грубое.

Порядок сохраняет здоровье системы и отдельно взятого человека.

Повторюсь, компетентная власть проявляется в соблюдении законов природы, которым подчиняются малые и большие системы, всё в этом мире, что охватывает глаз и что невидимо.

Если компетентную и некомпетентную власть выразить в метафоре, то первая власть сеет семена согласия, созидания и мира, а вторая сеет семена войны, раздора, деструктивности.

Ниже, из Источника приведу примеры проявления компетентной власти:

***
Китайский моральный и этический кодекс поведения имеет очень древнюю историю, которая восходит к императору Шуню, вошедшему на трон в 2255 г. до н. э. За много веков до распространения учения Конфуция, в V веке до н. э., император Шунь был известен как основатель в Китае социальных правил взаимоотношений в семье и между различными членами общества.

Он говорил, что между отцом и сыном должна быть любовь, справедливость между монархом и его министрами, обязанности между мужем и женой, уважение к старшим и доверие между друзьями. Это стало основой китайской этической культуры.

***

Однажды император Яо объезжал страну со своими министрами, чтобы посмотреть, как живёт народ. Во время этой поездки они побывали в небольшом городке. По пути они встретили у дороги связанного стражниками человека в назидание другим. Император Яо спросил стражников: «Какое преступление совершил этот бедолага?» Стражники ответили: «Он украл еду». Император Яо спросил связанного: «Почему ты украл еду?» Человек ответил: «У нас нет пищи из-за засухи». Услышав это, император Яо попросил стражников связать также и его, объяснив, что император должен нести ответственность за то, что людям приходится воровать.

Стражники и министры императора Яо опустились перед ним на колени. Один из министров сказал императору Яо: «Преступление было вызвано засухой, это не имеет ничего общего с Вами».

Император Яо ответил: «Это моя обязанность помогать людям быть готовыми к катастрофе, воспитывать людей так, чтобы они не воровали, даже когда им нечего есть. Как Вы можете говорить, что это не связано со мной?»

Император Яо приказал своим министрам связать его и  стал рядом с вором. Люди приехали со всего региона, чтобы посмотреть на своего связанного императора, и многие были тронуты до слёз. Несколько человек упали на колени перед императором Яо и признались в преступлениях, которые они совершили в прошлом. Они сказали, что готовы принять наказание.

Вернувшись во дворец, император Яо объяснил своим чиновникам: «Я не могу винить стихийные бедствия, если люди испытывают в жизни трудности и невзгоды. Надо смотреть в себя. Я не могу винить людей, если они не в силах вынести трудности. Мне нужно задуматься над тем, как я управляю страной, и в каких вопросах совершил ошибки?»

Озабоченность императора Яо судьбой своего народа вызвала у людей глубокое уважение. Он жил простой жизнью и считал благосостояние подданных своим приоритетом. Сталкиваясь с трудностями, он всегда искал причины в себе.

Император Яо был глубоко почитаем в народе. Во время его правления жизнь людей становилась всё лучше и лучше.

***

Цзян Цзыя (1152 г. до н. э.) был известен как мудрый советник Вэня, правителя царства Чжоу. В возрасте 32 лет Цзян Цзыя ушёл в горы, где совершенствовался по даосизму. Он улучшал себя, стараясь жить в соответствии с даосским учением.

В то время династия Шан вела постоянные войны, и он ушёл в горы, в частности для того, чтобы избежать войны. После 40 лет совершенствования он спустился с гор. Поскольку он был вынужден искать убежища в доме друга, то чтобы как-то прожить, делал бамбуковые корзины, приобретал пшеницу, молол её и продавал на рынке; торговал крупным рогатым скотом, занимался гаданием и так далее. Но он не мог оставаться долго на одной работе: и каждый раз, когда он начинал новое дело, вскоре терпел неудачу.

Из-за этого его жена часто ругала его. Позднее он стал служить чиновником высокого ранга в качестве офицера у последнего правителя династии Шан, императора Чжоу Синя, который был деспотичным правителем,  пристрастным к алкоголю и женщинам. Цзян Цзыя пришёл к выводу, что конец династии Шан уже близок. Он решил переехать с женой в царство Чжоу, которым правил царь Вэнь.

Однако его жена не хотела ехать с ним, потому что считала его ни к чему не способным. Таким образом, он в одиночку бежал в Чжоу. Цзян Цзыя каждый день отправлялся на реку ловить рыбу. Он использовал короткое удилище и длинную леску, а на крючке не было никакой приманки. Он считал, что царь Вэнь в какой-нибудь день пройдёт мимо, и терпеливо ждал. Многие люди задавались вопросом, поймает ли он что-нибудь вообще? Цзян Цзыя сказал, что благодаря терпению он когда-нибудь получит то, что хочет.

Прошло несколько лет, и Цзян Цзыя исполнилось 80 лет. Однажды царь Вэнь был на охоте. Он остановился у реки и поговорил с Цзян Цзыя. «Мир принадлежит не одному человеку, а всем людям в мире», — сказал Цзян Цзыя, высказав мнение, что царь должен вести себя нравственно и достойно, тогда он будет править добродетельно.

Царь Вэнь был впечатлён взглядами Цзяна на народ и правителя и пригласил Цзяна быть его военным советником. Цзян Цзыя помогал сначала Вэню, а потом его преемнику в царстве Чжоу — правителю Ву. С его помощью была основана династия Чжоу, самая продолжительная династия в истории Китая.

***

У-ван был сыном Вэнь-вана, правителя царства Чжоу. Через 12 лет после наследования трона он основал династию Чжоу (1122 до н. э. — 222 н. э.). Династия Чжоу является важным периодом китайской истории. Она продолжалась в течение девяти веков, за это время сменилось 37 императоров. В 221 г. на смену ей пришла династия Цинь.

Чжоу была не только самой продолжительной династией в истории Китая, это было время расцвета древней китайской цивилизации. Философия конфуцианства и даосизма, зародившаяся при династии Чжоу, оказала влияние на все последующие поколения.

В начале своего правления У-ван спросил у Цзян Цзыя, своего военного советника, существует ли в мире метод, который бы позволил будущим поколениям навеки сохранить национальное достояние, созданное предками. Цзян Цзыя ответил У-вану, что в книге, унаследованной от предыдущих правителей, описан один такой способ, и что он должен проникнуться большой искренностью и уважением к этому методу, прежде чем начнёт читать книгу.

Три дня спустя император У-ван, надев корону и обратившись лицом к Востоку, почтительно попросил Цзян Цзыя ознакомить его с книгой. Цзян Цзыя начал читать: «В управлении страной успешен тот, кто почитает Небо, остерегается лени и стремления к комфорту, тогда дела его будут процветать. У того, кто пренебрегает своими обязанностями и жаждет комфорта, дела будут ухудшаться. Если некто следует праведности, а не личным желаниям, то будет успешен в своих начинаниях; если же личные желания возьмут верх над праведностью, его замыслы не реализуются. Это простой и действенный путь, которому должны вечно следовать будущие поколения».

Услышав эти слова, император У-ван был полностью убеждён в их истинности и проникся ещё большим уважением к ним. Он приказал написать эти слова на зеркале, умывальнике, колоннах, столбах, дверях и окнах, чтобы они могли всё время воодушевлять его и служить напоминанием. Несмотря на то что У-ван был императором, он спрашивал совета у мудреца, чтобы улучшить свои мысли и поведение, стремясь к достижению совершенной мудрости, которая позволила бы ему понять волю Бога.

В результате династия Чжоу существовала в течение 900 лет благодаря императорам, которые хранили наставления основателя, совершенствовали свою нравственность, почитали Небеса и были милосердны к народу.

С уважением, Елена.

P.S. Ближайший семинар, на тему повышения компетентности проявления своей власти, планирую провести в октябре. Место действия - Москва. Подробности скоро будут на сайте.


Tags: Бизнес, Власть, Закономерности, Компетентность, Прибыль, Управление
Subscribe

Posts from This Journal “Управление” Tag

  • Не горят глаза у сотрудников

    Что делать, если у сотрудников глаза не горят? Есть два типа решения - два пути, внешний и внутренний: Внешний. Развлекать сотрудников,…

  • Хаос в системе

    Что нужно знать о бардаке (хаосе) в компании? 1. Он не наступает вдруг. Накапливается постепенно, но обрушивается на руководителя…

  • Другой информационный слой

    Жизнь имеет многоуровневую природу. Информация иерархична, так же, как и закономерности мироустройства. Не редко можно услышать, как человек…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments