Романова Елена (romanova_l) wrote,
Романова Елена
romanova_l

Иконопись - особая знаковая система


Святая Троица. Андрей Рублёв

Икона - это книга, написанная не буквами, а красками.
Будущая вечная жизнь отличается от земного существования, а будущее преображенное небо - от космоса. Однако, между небесным и земным существуют подобия. Земные реалии не зеркальное изображение, а символы будущего, поэтому икона - символ будущей славы святых и преображения космоса.


Ошибка иконоборцев была в том, что они не понимали различия между иконой и картиной. Они смотрели на икону как на портретное изображение духовного мира. Поэтому острые стрелы их критики били мимо цели. Икона не портрет, а присутствие святого в его условно-символическом и в то же время реальном изображении.

Иконопись - особая знаковая система, ставшая языком Церкви. Уже Дионисий Ареопагит указывал на то, что в священных изображениях должно присутствовать сходство и несходство. Сходство для того, чтобы оно было узнано; несходство для того, чтобы подчеркнуть, что это подобие, как бы иносказание, но не зеркальное отображение.

Картина, прежде всего, действует на эмоциональную сферу. Икона - на ум и интуицию.
Картина отражает настроение, икона - состояние личности.
Картина имеет границы, рамки сюжета; икона - включает в безграничное.

Некоторые считают, что древние иконописцы не знали законов прямой перспективы и симметрии человеческого тела, т. е. были незнакомы с анатомическим атласом. Однако художники той эпохи соблюдали точные пропорции человеческого тела, когда изготовляли статуи или вообще изваяния (трехмерное изображение не употреблялось в Восточной Церкви, а имело место только в светском искусстве).

Отсутствие прямой перспективы свидетельствует о других пространственных измерениях, о возможностях человека властвовать над пространством. Пространство перестает быть препятствием. Далекий предмет не становится иллюзорно уменьшенным. Величины в иконах носят не пространственный, а аксиологический характер, выражая степень достоинства. Например, демоны изображаются меньшего размера, чем ангелы; Христос среди учеников возвышается над ними и т. д.

Картину можно рассматривать аналитически. Можно рассуждать об отдельных фрагментах картины, указывать, что нравится и что не нравится в ней. А икону нельзя расчленить на клетки, на фрагменты, на детали, она воспринимается синтетически одним внутренним религиозным чувством.

Икона прекрасна тогда, когда она зовет человека к молитве, когда душа ощущает динамичное поле энергий и сил, излучаемых через икону из Царства вечного света.

В иконе фигуры неподвижны, они как бы застыли. Но это не холод смерти; здесь подчеркивается внутренняя жизнь, внутренняя динамика. Святые находятся в стремительном духовном полете, в вечном движении к Божеству, где нет места вычурным позам, суетливости и внешней экспрессии.

Человек, охваченный глубоким чувством или погруженный в раздумье, также переключается на внутренее, и эта отключенность от внешнего свидетельствует об интенсивности и напряженности его духа.

Напротив, внешняя динамика - печать эмоций как временных состояний - говорит о том, что тот, кого хотели изобразить на иконе, находится не в вечности, а во времени, во власти чувственного и преходящего.

Православная икона многоплановая.
В иконе планы пересекаются друг с другом, они сосуществуют или взаимопроникают, не сливаясь и не растворяясь друг в друге.

В картине зафиксировано время, как момент остановленный волей художника, будто фотографической вспышкой.
В иконе время условно, поэтому на поле иконы могут быть представлены события в хронологическом несовпадении.

Икона похожа на внутренний план и чертеж событий.
Определенное значение имеет символика цвета в иконе, хотя здесь может идти речь не об отдельной краске, а скорее о сложных композициях цветов. Цвета в иконе не могут рассматриваться локально, поэтому мы говорим о характере цвета очень условно, пытаясь выявить лишь общие тенденции.

Белый цвет изображает святыню, Божественные энергии, возводящие создание к своему Создателю;
золотой - вечность;
зеленый - жизнь;
синий - тайну;
красный - жертвенность;
голубой - чистоту.
Желтый цвет - цвет тепла и любви;
сиреневый обозначает печаль или далекую перспективу;
пурпур - победу;
багряный цвет величие;
фиолетовый цвет используется в одеяниях, когда хотят подчеркнуть особенность служения или индивидуальность святого. Бирюзовый цвет - молодость;
розовый - детство;
черный цвет означает иногда пустоту, отсутствие благодати, а иногда грех и преступление.
Черный цвет, соединенный с синим - глубокую тайну;
черный цвет, соединенный с зеленым - старость.
Серый цвет - мертвенность (скалы изображены на иконе серым цветом, четкими условными линиями).
Оранжевый цвет - благодать Божию, преодолевающую материальность.
Стальной цвет - человеческие силы и энергии, в которых есть нечто холодное.
Лиловый цвет - завершение.
Янтарный цвет - гармонию, согласие, дружбу.

Но это вовсе не таблица цветов, как символических знаков, это скорее определенная тенденция использования цветов. В иконе говорят не цвета, а созвучия цветов. Из одних и тех же звуков создаются не похожие друг на друга мелодии: так в меняющихся композициях цвета могут иметь различное символическое значение и эмоциональное воздействие.

Онтологический (основной) план иконы - духовная сущность, выраженная в образе.
Сотериологический план - благодать, проходящая через икону, как свет через окно.
Символический план - икона, как символ, взаимодействующий с символизируемым и выявляющий его.
Нравственный план - победа духа над грехом и грубой материальностью.
Анагогический (возвышающий) план - икона это живая книга, написанная не буквами, а красками.
Психологический план -чувство близости и включенности через сходство и ассоциативные переживания.
Литургический план - икона, как свидетельство о присутствии Небесной Церкви в сакральном пространстве храма.
/Архимандрит РАФАИЛ (Карелин), "О языке православной иконы"/


Tags: Духовное, Икона, Символизм, Цитата
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments