Романова Елена (romanova_l) wrote,
Романова Елена
romanova_l

Ум и осознанность.

Здравствуй, читатель. Как прошли выходные? О чём ты думал? Что тревожит твою душу?
Наступил новый день и я приглашаю тебя к дальнейшим размышлениям о жизни. Сегодня хочу познакомить тебя с притчей - на первый взгляд, не имеющей отношения ни к бизнесу, ни к эффективности, ни, уж тем более, к личной жизни. Может быть, эта притча немного близка к спорту. Предлагаю тебе, читатель, пойти чуть дальше первого взгляда. Сделать второй, третий и далее - внимательное рассмотрение притчи приоткроет прочную завесу, скрывающую мудрость, секреты гармонии, успеха... Ведь, именно о таком качестве (тщательном рассмотрении-изучении) говорят про человека: "Он видит суть вещей, поэтому многое может", "он видит насквозь", "ничего от него не утаишь", когда тайное становится явным, отдаваясь тебе под управление. Такой опыт получается не вдруг, поэтому, чем раньше начнёшь практиковать, тем раньше выведешь свою собственную формулу успеха и счастья.

Притча о мастере стрельбы из лука.

Юджин Херригель учился у дзэнского мастера. Он три года учился стрельбе из лука.
И мастер всегда го­ворил:
— Хорошо. Все, что ты делаешь, хорошо, но этого недостаточно.
Херригель сам стал мастером стрельбы из лука. Его попадание в цель было совершенным на сто процентов, и все же мастер говорил:
— У тебя хорошо получается, но этого недостаточно.
— Со стопроцентным попаданием в цель! — гово­рил Херригель. — Чего же тогда ты ожидаешь? Как я могу пойти еще дальше? Можно ли ожидать чего-то боль­шего, чем стопроцентное попадание?

 

Дзэнский мастер сказал:
— Меня не интересует твоя стрельба из лука или попадание в цель. Меня интересуешь ты. Ты в совер­шенстве освоил технику. Но когда твоя стрела покида­ет лук, ты не осознаешь себя, и это тщетно! Меня забо­тит не то, чтобы стрела попала в цель. Меня заботишь ты! Когда стрела выпущена из лука, вовнутрь должно быть выпущено твое сознание. Даже если ты промах­нешься мимо цели, это не имеет значения, но мимо вну­тренней цели промахиваться нельзя, а ты промахива­ешься. Ты в совершенстве освоил технику, но ты толь­ко подражатель.

Постепенно Херригель разочаровался, и однажды он сказал:
— Я уезжаю. Это кажется невозможным! Это невоз­можно! Когда ты во что-то целишься, осознанность на­правляется к цели, к объекту, и если ты хороший стрелок, ты должен забыть себя — помнить только цель, мишень и забыть все остальное. Остаться должна только мишень.
Но дзэнский мастер постоянно заставлял его созда­вать другую цель, внутри. Эта стрела должна быть двой­ной стрелой: направленной на цель снаружи и постоян­но указывающей на внутреннее «я».

Херригель сказал:
— Я уезжаю. Это кажется невозможным. Твои усло­вия невыполнимы.
И в день своего отъезда он просто сидел рядом. Он пришел, чтобы проститься с мастером; мастер целился в мишень. Кто-то другой у него учился, и впервые Хер­ригель не был вовлечен сам в стрельбу так, как он это привычно делал. Он просто пришел попро­щаться; он сидел и смотрел.

В то мгновение, когда мас­тер кончит урок, он собирался просто попрощаться и уйти. Впервые он не был вовлеченв действо стрельбы в мишень. Но тогда, внезапно, он осознал мастера и, нацеленное в обе стороны, сознание мастера. Мастер прицеливался. Три года непрерывно Херригель был с тем же самым масте­ром, но тогда его более заботили собственные усилия - собственные успехи. Он никогда не видел этого человека, не видел того, что он делает. Впервые он увидел своего мастера и осознал — и внезапно, спон­танно, без всякого усилия он подошел к мастеру, взял из его рук лук, прицелился и выстрелил. И мастер сказал:
— Хорошо! Впервые ты это сделал. Я счастлив.

На Востоке, в древних традициях (совершенствования) принято много внимания уделять тому, как человеку выйти за пределы ума, чтобы стать осознанным. Если мы переведём это на наш современный язык, то оно будет означать - как человеку стать эффективным и успешным.  Притчи, коаны надёжно служили этой цели – помогали познакомиться и понять, как этот - выйти за пределы ума, что значит - ум должен быть "не только наполненным, но и организованным". Притчи рассказывали о том, как это может происходить. А коаны предназначились –  для организации и тренировки ума, расширении его границ, воспитании.

 

Данная притча - одна из историй, рассказывающих, как, через обыденное, можно стать по-настоящему осознанным.

 

Ум славится своей бурной деятельностью, которая надёжно блокирует человеку дорогу внутрь – к нутру. Ум со всей своей прямолинейностью перекрывает дорогу, ведущую к глубинному осознанию и обретению себя. Блокирует дорогу, всего лишь потому, что природа ума такова - ум направлен во вне и безудержно стремится к внешним объектам. Внешние объекты его манят, как средство для успокоения и нахождения счастья. Ум "говорит": "Вот будет машина - будет счастье", "Женишься на ней- и всё образуется", "Заработаешь миллион - все проблемы решаться". Ум не знает простого и сложного, одновременно, что стремясь во вне – невозможно погрузится в себя. Именно внутри, в вас, находится всё то, что ведёт к счастью и успеху – гармонизации и самореализации.

Тем, что находится во вне вас - не наполнить то, что "болит" и просит внимания внутри вас - ту пустоту, тоску, одиночество, неумение, страхи, нелюбовь, стремление, зависимость.

 

Ум, стремясь к внешнему, диктует вам свои условия «игры в жизнь». Он добросовестно наполнялся правилами всю вашу предыдущую жизнь (до сего момента). Ум наполнился. Он – диктует, вы – играете под его диктовку, до тех пор, пока это не осознаете. Направляя вас к внешнему, ум может дать вам только одну возможность – скользить по поверхности, прикасаясь к внешней части жизни. А что там в глубине жизни – в вас? Как попасть за пределы внешнего? Пределы не видны… Но, хоть раз в жизни каждого посещает чувство (мысли), что в этой жизни есть ещё что-то, к чему стремится душа, желая пережить опыт соприкосновения с запредельным, истинным…

 

Вы, как стрелок, привыкли осуществлять действия, которые все снаружи – пуская стрелу в цель мишени. Есть ещё одна сторона жизни, когда вы, достигая цели во вне, достигаете цели в глубине себя, обретая (поддерживая) внутреннее состояние, переживаете его, как глубинный опыт соприкосновения с собой, истинным…

 

Внимание, как стрела направленная вовнутрь, поддерживает состояние - осознанности и вы достигаете самый центр своего нутра.

 

Сконцентрировавшись на внешней цели, вы забываете себя, как будто выходите за свои границы, и не можете попасть на территорию эффективности, потому что вы теряете себя в погоне за внешним. Потеряв себя, теряете цель – стрела летит в «молоко», мишень вызывает «зубную боль» - цель неинтересна, в тягость… Накрывает лень…

 

Сконцентрировавшись на внешней цели, забыв себя, вы попадает во власть ума, который заставляет вас быть поверхностным во всём – в делах, отношениях, профессии, творчестве, воспитании детей, путешествиях… Ваш ум сам привязан к внешнему – и вас держит на привязи. Глубина не достижима – вы разделены с нутром, оставаясь привязанным к поверхности. Цельность эфемерна и нереальна без доступа к своему центру.

 

Всё меняется, когда вы идёте из центра себя, от нутра. Когда ум двигается под вашим присмотром в одной упряжке с нутром. Тогда вы помните себя и любое ваше действие истинно, глубинно – не поверхностно. Так рождается мастерство – ВАШЕ, личное. Только так вы становитесь творцом – из глубины…

 

Когда всё происходит именно так, вам доступна эффективность, вы достигаете подлинного мастерства, при чём не принципиально, в чём вы хотите преуспеть – стрельба из лука, айкидо, бизнес, отношения. Через мастерство в отдельных областях вы придёте к мастерству проживания жизни – жить в наивысшей степени осознанно, не только с участием ума, а с тем, что находится за его пределами.

 

В любых делах, в процессе достижения мастерства, кроме обретения знаний, необходимо нарабатывать навыки. В начале обучения человек говорит: "Навык есть, что ещё можно развивать? Навык оттачивать?" Да, можно оттачивать навык, но оттачивать особым образом – осознанно, погружаясь в самую сердцевину навыка, а значит – в глубину самого себя.

 

Чтобы вы не делали, какую бы сложнейшую задачу не решали – всегда стремитесь к наивысшей степени осознанности, погружающей вас в глубины настоящего и запредельного. Без осознанности, без цельности мастерства не достичь. Если цель захватывает вас целиком и ум тянется за внешним, осознанности  не будет. Даже, если вы будете выбивать цель – 10 из 10-ти, будете стопроцентно опережать своих конкурентов,  получите все награды, которые только можно получить, подниметесь на пьедестал победителя, станете известным и узнаваемым – вы всё равно останетесь посредственностью.

 

Потому что посредственность – это продукт ума, поверхностного и зависимого от внешнего. А ум – всего лишь подражатель. Вот и получается, что обладатель ума - посредственность - может только подражать. Опираясь только на отработанные навыки и отточенные способности можно стать всего лишь – подражателем.

 

Когда вы совершаете действие, идущее изнутри наружу, от вашего нутра, от центра осознанности, то ни одно самое малое действо, ни один миг не будет подражанием чему-либо или кому-либо.

 

Ум – подражатель дан человеку для выживания с момента рождения. Но мы уже выросли… А взрослый человек всё продолжает и продолжает подражать. Подражает и в поиске счастья и успеха. Ум стремится найти формулу успеха, которой бы смог воспользоваться для решения жизненных задач, превращая всё в механический навык, цепляясь за технологии. Всё это делает вас механически-поверхностным. Всё это вас, всего лишь, укрепляет в позиции подражателя, а значит – позволяет быть только - посредственностью.

Находясь в плену своего ума, вы не можете выйти за рамки посредственности. Ум направляет все ваши силы на постижение механических навыков, превращая вас в шаблонную посредственность – у вас не остаётся сил двигаться во внутрь, к своему нутру, центру, глубинной осознанности. Наполненный ум терзает вас тем, что у вас «должна быть цель», толкает вас к совместному попаданию в эту цель. Позвольте себе отцепиться от ума, отцепиться от цели, сосредоточиться на себе и ум растеряется, ослабнет его хватка – в ваших глубинах он некомпетентен…

 
 

Наш герой притчи Херригель именно так и поступил. В момент расставания с мастером у него исчезло чувство обязанности, что он должен быть обязательно хорошим стрелком и должен всегда попадать в цель. Он перестал надеяться, что у него получится именно так, как задумал, а значит, он перестал быть должным (и себе тоже) – и все сразу получилось. Ум Юджина Херригеля поверил, что решение задачи, поставленной мастером, невозможно, вцепленость в цель ослабла и ум затих – ведь, он получил внешнее подтверждение, что достижение цели невозможно. И только тогда ученик смог осознать. Только тогда, когда ум ослабил свою хватку, ученик смог прикоснуться к тому, что находится за пределами представлений ума о возможном и невозможном.

 

Когда вы обучаетесь чему-либо или тренируетесь, приобретаете навык, вы рассчитываете (надеетесь), что ваши усилия позволят вам попасть в цель. Эта цель находится – во вне.

 

Однако, мастером - это вам не поможет стать… Быть подражателем (пересмешником) – незавидная судьба… Вечное неудовлетворение,тщательно скрываемые зависть, гнев - сопровождают пересмешника, отнимая последние силы и здоровье. Начиная с подражательства, вы можете планировать продолжить совершенствоваться. Но ум (в привычном режиме) делать этого - вам не позволит, потому что ему хорошо быть во вне, на поверхности – это его первичное предназначение, которое помогает человеку выжить. Ум старается изо всех своих сил помочь вам ВЫЖИВАТЬ, даже тогда, уже следует начинать – ЖИТЬ.

 

Притча описывает подход к развитию мастерства, когда цель шире и глубже (чем просто взять, получить, заработать, купить и пр.) – она универсальна, т.к. затрагивает ваше внутреннее пространство, ваше нутро. Эта цель внутренняя. Заключается она в том, чтобы коснуться внутреннего центра, продвинувшись в самопознании, в собственной осознанности, вы достигаете состояния, которое может быть задействовано в любых целях – во вне и внутри. Если цель только внешняя, питается формулами чужого успеха, поддерживается обезличенными технологиями (простыми или сложными), не затрагивая вашей глубинной осознанности, нутра – вы будете спотыкаться, не достигать её. Или – всё же, достигать цели, но испытывать спад сил, настроения и пр. после достижения. В результате, ум будет вас толкать на поиск другой цели, желая попасть в неё. Итак, всю жизнь… Бег по кругу. Пока не возникнет вопрос: «А зачем, все эти цели?» Все внешние цели – узки и посредственны для вашего нутра. Какими бы масштабами и суммами они не измерялись. Всё равно все внешние цели всего лишь – подражатели.

 

В притче можно увидеть, что значит для мастера стрельба из лука. Стрельба из лука – не просто попадание в цель. Ходьба, плавание, прогулка, путешествие – это всё не только передвижение в пространстве с целью, попасть в назначенное место. Хобби, увлечения – не только для того, чтобы отдохнуть, отвлечься или увлечься. Бизнес – это не только ведение дел. Отношения – предназначены не только для секса, создания семьи, рождения и воспитания детей.

 

Любое действие, движение к цели – имеет внешнюю сторону. Если действо и цель обладает только внешним разнообразием, они – всего лишь подражательство, посредственность, ведущие к потере себя, медленному забыванию – кто вы и какой. Любое действие, движение к цели (успеху, счастью), обладающее внутренней стороной (целью) – продвигает вас к постижению скрытого в вас потенциала – осознанности, мастерства. Внутренняя сторона всегда ведёт к обретению себя – настоящего. Мастера.

 

Ум, увы ведёт к забыванию себя… Поэтому старикам так трудно сохранять светлый ум – он наполнен, не организован, не воспитан, рвётся к целям, которые уже давно потеряли смысл, а силы растаяли…

 

В молодом возрасте человек одержимо пытается заработать, купить, накопить не только потому, что много сил и амбиций. Интуитивно чувствуя необходимость, полный сил человек стремится обезопасить себя так, чтобы в старости не зависеть от общества, страны, экономики. Вот только, не зависеть от своего ума - у него не получится, даже, если ты очень богат. Если не начать его воспитывать, обретая цельность. Ум к старости доставит массу хлопот даже образованному, если ум поверхностный и не привык размышлять особым образом, действуя в содружестве с вашим глубинным центром осознания. Ни деньги, ни образование не помогут найти утерянный рай внутри...

Каждый стремится к успеху, надеясь на счастье. Каждый по-своему понимает счастье. Счастье, как потерянный рай, манит вас то в делах, то в любви. Любое внешнее достижение, успех - не конечный пункт назначения путешествия в поисках утерянного рая...
Так, что же делать?
Учиться и практиковать. Первый шаг, на пути обучения, начинается на Тренинг-Игре "Духовный дайвинг" (см. анонс).
Мне ничего неизвестно о том, что вы думаете и чувствуете до тех пор, пока ВЫ не написали…
 water-fire-metal@mail.ru
С уважением к Вам, Романова Елена
Tags: Власть, Время, Главное, Деньги, Контроль, Мудрость, Мысли, Навыки, Настоящий момент, Осознанность, Открытия, Процесс, Путь, Развитие, Реальность, Семинар, Сила, Смысл, Управление, Успех, Человек, бизнес, власть, жизнь, контроль, мужчина и женщина, непознанное, отношения, секс, управление, успех
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments