Романова Елена (romanova_l) wrote,
Романова Елена
romanova_l

Знание и опыт. Сознавать и действовать.

- Вы рассказываете о простых вещах в управлении. Почему же так трудно эти простые вещи применять в жизни? – в голосе молодой женщины тихими нотками звучал упрёк и, одновременно, желание овладеть тем, что ей показалось интересным на семинаре. Плечи её были сильно напряжены, а голова, зажатая между ними, не очень-то хорошо поворачивалась, чувствовалось, что мышцы её ограничивают в этом движении. Казалось, что она вся скукожилась от какой-то опасности. Её тело так реагировало на незнакомую «территорию знаний». Женщина оглядывалась по сторонам, будто отгоняла всех, кто мог подойти и изменить ход нашего разговора. – Я Ольга. - Тихо добавила она, протянув мне свою визитку. – Вы говорили, что забываете имена… Нас много, - кивнув в сторону группы, продолжила: - Это я, чтобы вам было удобнее помнить.

Пока я разглядывала визитку, Ольга снова произнесла:

- Почему же так трудно применять простые вещи?

Меня не покидало чувство, что она спрашивает о чём-то другом, более важном для неё, но пока невысказанном. До тех пор, пока нечто не высказано человеком, оно зреет в глубине его сердца, ждёт своего часа. И мы вместе с ней двинулись по, намеченной вопросом, тропинке диалога:

- Человек должен хорошо понимать практику, соединяя знание с действием. Но практика оказывается не понятой/не понятной, потому что в языке человека нет тех слов, которые смогут описать эту практику. – Пока я произносила эти слова, в её глазах, то вспыхивал огонёк радости, она будто встречалась с чем-то уже знакомым, то снова тух, погружаясь в разочарование непонимания.

- Как это? – она достала из карман другую свою визитку и суетливо крутила её в руках. Руки ей мешали, так же, как и окружающие, которые галдели, смеялись, пили чай, отдыхали в перерыве. Она вдруг стала похожей на ребёнка, который хочет заполучить игрушку. Но никак не может её достать. – Как это? Как это? – заговорила нетерпеливой скороговоркой.

- Мы говорим только о том, что знаем и понимаем. Менеджмент описывает предметы и действия, но мир не состоит из предметов и действий. – С каждым моим словом её глаза всё больше открывались.

В них отразился немой вопрос… и медленно трансформировался в слова:

- А из чего же он состоит?

- Он состоит из наших представлений о нём. Из того, что мы о нём думаем, из того, что допускаем, как возможное. То, что называется – мировоззрение, закреплённое в наших убеждениях и ценностях, карта мира. Нам ценно и важно только то, о чём мы привыкли думать. О чём нам привычно думать. Иногда, просто комфортно думать. Видим только то, что знаем и что привыкли замечать. Замечаем мы то, что нас научили замечать.

Нас учат видеть ошибки в правописании, но не учили, что одни слова могут укреплять здоровье, а другие – способствуют его потере. Мы выучили правописание, но не знаем, что поиск ошибок в чужих текстах уводит нас от главного… Нас учат замечать красоту текста, но не то, что есть в нём между строчек. А кое-что там есть всё время.

Мы знаем законы физики, но не знаем законов, по которым строятся и управляются отношения. Мы знаем химию, но с трудом отличаем натуральный продукт от продукта с искусственными добавками. Нас не научили чувствовать полезное для организма. Мы узнаём и видим только то, с чем нас познакомили. Хорошо об этом говорим, пишем и рассуждаем. Но как только прикасаемся к непривычному, теряем эту прыткость и лёгкость.

- Вы хотите сказать, что всегда есть что-то большее, чем мы привыкли знать и замечать в управлении?

- А как же.

- Можно ещё какой-нибудь пример… Мне сложно это представить.

- Маленький ребёнок не знает законов физики, но это ему не мешает познавать мир. Как только он попадает в школу, он начинает познавать мир в рамках того, что ему объяснили. Правда, сначала ему кое-что объяснили домашние, кто ремнём, кто уговорами, лишением сладкого и мультиков, что нельзя так безжалостно управлять взрослыми, быть таким настойчивым и упёртым. Ребёнок учиться уступать, отступать, пользоваться в отношениях правилами взрослых. С годами человек может всё хуже и хуже управлять другими. Ему нужно будет этому учиться заново… Так одно представление вытесняет другое, детское. Это можно называть воспитанием, обучением. При помощи них картина мира человека сужается и он уже не верит ни в Бога, ни во что-то более тонкое, не верит в себя, а только в телевизор, интернет и деньги. Для него существуют только предметы, некоторые явления, с которыми всех нас познакомили в учебных заведения, и то, что мы умеем делать. Если из человека не выбивали его чутьё, то он щедро пользуется этим преимуществом. А тот, кого разучили чувствовать себя и свою интуицию, считает это фантазией. Один человек видит очень информационные сны и умеет с ними работать, а другой считает это чушью… Даже не представляет как об этом можно говорить.

- Получается, что новые знания помогают видеть новое?

- Если эти знания расширяют вашу картину мира, то – да.

- А что, есть знания, которые её сужают?

- Да.

- Мне это не понятно…

- Давайте лучше скажем так: пока не понятно. Пока нет собственного опыта и осознания, умения различать, чтобы мочь сравнить, какие же знания сужают и запутывают, а какие расширяют и проясняют.

- Это как расширение Вселенной… Получается, что есть и люди такие, если они выбирают те знания, которые сужают карту мира или расширяют, они сами суженые или широкие? Как интересно… Умом не понимаю, хотя что-то внутри отзывается. Интересно!

После некоторой паузы и раздумий, Ольга задалась новым вопросом. Он родился. Его время пришло:

- Так как с помощью новых знаний начать видеть новое?

- Новые знания должны превратиться в практику. Именно практика позволяет замечать то, что раньше не замечалось. И тогда мир меняется.

- Как это «мир меняется»?

- Любой человек выделяет из всех свойств и явлений мира только те, что приносят ему пользу. Из этих свойств и строится представление о мире. Как только вы обнаруживаете еще полезные для себя свойства, явления, факты, информацию, ваша картина мира дополняется, изменяется.

- А другие? Другие, как живут? Они живут в своей реальности… а я в своей… Ой, я знаю, я вижу то, что не замечают другие и получается, что одно и тоже действие для нас может значить совсем разные вещи? Мы живём в разных реальностях, в разном мире! Как это? Как это? Никак не могу нащупать эту, как вы говорите, тонкую материю…

- Маленькие дети не знают законов физики, а вы знаете. Но вы спокойно живёте рядом с ними, не чувствуя ничего особенного. Воспитываете, учите, управляете. Ведь понять, что человек падает, может каждый, в независимости от того, знает он закон притяжения или нет.

- Да, но я со временем всё расскажу детям.

- Только вам решать, кому и что рассказывать. Законы физики от этого вашего решения не потеряют и не приобретут силу. Расскажете – законы, как были, так и есть, не расскажете – законы, тоже есть и действуют на ребёнка, ровно так же, как и на вас. С той лишь разницей, что вы легче и быстрее будете ориентироваться там, где знание этих законов нужно, в мире, который вам давно знаком, с его законами, правилами. Знание этих законов поможет вам открыть ещё что-то новое для себя. Вы можете идти дальше, узнавать ещё новое, взаимодействовать с ним.

- Получается, чтобы усвоить кусочек нового надо действовать, учиться, узнавать?

- Да, практиковать то, что узнали. Каждый день нам доступна одна маленькая практика. Делайте каждой день по маленькой практике, и вы обнаружите, что соединив знание с действием, опыт с сознанием, ваше управление изменится в лучшую сторону. То, что раньше не получалось у вас замечать, станет вопиюще заметным вам. Другие могут пройти мимо. Вы уже не сможете проскочить, не заметив причины, которая приведёт к нежелательным последствиям… Вам известны законы, которые одинаково действуют на тех, кто о них знает, и кто не знает. Ваша картина мира будет неумолимо расширяться и дополняться. Вы будете управлять тем, чем раньше не управляли.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments